Каждый человек входит в состав разных групп: в семье, на работе, учебе, во время развлечений и т.д. В каждой группе он может играть различные роли и иметь разный социальный статус. Обычно эти роли и статус определяются мнением членов группы в соответствии с их ожиданиями от данного человека. Ожидания группы, в свою очередь, формирует сам человек своим поведением, интеллектуальным развитием, материальным положением, авторитетом и т.д. При этом он редко берет ту или иную роль добровольно. Обычно это суммарный результат воздействия факторов. Свои роли и статус во взрослой жизни человек часто отрабатывает в процессе детских игр, обучения в школе, взаимодействия со сверстниками.
О своем имеющемся или желаемом статусе в группе человек часто сам невербально (поза, мимика, интонация ит.д.) информирует окружающих. Признаками доминирования являются расслабленное тело, свободно висящие руки, свободное движение бедер, упругая походка. Притязания на доминирование проявляются через прямую посадку, слегка откинутую назад голову, поднятый подбородок, опущенные уголки губ, выраженное погружение в свои мысли или презрение к окружающим. Подчиненность выражается через напряженности и закрепощенность тела, скованную походку, позвоночник обычно изогнут вперед, шея и голова опущены, часто можно наблюдать порывистые и излишние жесты. Мимика отражает желание соответствовать ожиданиям окружающих.
В человеческом обществе выделяют пять типов власти:
1) Власть принуждения – через угрозы, ограничения свободы и телесные наказания. Сопровождается наблюдением и скрупулезным контролем.
2) Власть вознаграждения – ожидаемое поведение награждается, например, родителями, учителями, начальником.
3) Власть эксперта – через обладание информацией. Это власть политиков и прессы.
4) Власть авторитета – основана на уважении человека за его широкие и глубокие знания, профессионализм, полезную деятельность или поступки на благо общества.
5) Власть закона – формируется и поддерживается на основе других форм власти.
Символом власти является лидер.
В человеческом обществе выделяют два типа лидеров:
u функциональный – сосредоточенный на выполнении поставленных задач;
u аффективный или эмоциональный – часто горячо любимый или наводящий страх на большинство членов группы. Он обычно сосредоточен на регулировке взаимоотношений между членами группы и управлении их статусом.
1) удовлетворение жизненных, биологических потребностей большинства идущих за лидером;
2) обеспечение потребности в безопасности;
3) создание из группы единого организма, ощущение каждым себя частью этого организма;
4) координация деятельности и активности членов группы, их самореализации;
5) создания уверенности в правильности выбранного пути, веры в успешное и счастливое будущее.
Лидер и власть обычно видят угрозу для себя от тех, кто уклоняется от общепринятых или узаконенных норм и правил. Власть, как правило, оказывает на этих членов группы давление с целью, чтобы отклоняющийся в мыслях, речах, поведении в конкретной деятельности стал как все. Давление может быть в виде насмешек, замечаний, осуждения, изгнание из группы, изоляции, угрозы, в том числе и угрозы жизни.
Человек может сопротивляться давлению лидера, если он стрессоустойчив, верит в себя, терпим, обладает умом и творческими способностями. Вместе с тем конфликт с окружающими часто приводит к психосоматическим заболеваниям (развитие функциональных и органических расстройств в организме, заболеваний, как специфических личностных защит).
Принятие без критического осмысления общепринятых норм, правил, навязываемых другими людьми, называется конформизмом. Конформный человек всегда придерживается правила, чтобы его мысли, действия жизненные ценности совпадали с мыслями и ценностями окружающих. При этом возникает конфликт с самим собой. Неудовлетворение своих потребностей в угоду другим ведет к психосоматическим заболеваниям.
Таким образом, здоровый образ жизни – это оптимальное сочетание удовлетворения своих потребностей и ожиданий других.
а именно:
1. Не надо себя недооценивать. Чаще вспоминайте о своих удачах.
2. Никогда не говорите о себе плохо, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий».
3. Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
4. Ваши действия могут подлежать любой оценке. Если это конструктивная критика, используйте ее для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.
5. Помните, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.